С чего же все-таки начинается рождение гражданина?
С главного со способности понимать общественное значение своих действий. Понимать, а не только знать, что, например, помощь в любом деле— общественно полезна. Результат ее благо и для помогающего, и для принявшего ее, и для общества в целом. А вот, допустим, сославшись на нездоровье, улизнуть, когда твой отряд или твой класс пропалывает под солнцем сорняки,— действие антиобщественное, наносящее ущерб и делу, и ребятам, и самому себе. Понимание это совсем не простое. Оно опирается на умение регулировать свое поведение. Человек, понявший, что он сам, по собственной воле, может побуждать себя к действию или, наоборот, тормозить желание действовать (лично он сам, а не кто-то со стороны) учится представлять последствия совершенного или несовершенного. Ведь он, конкретный человек, должен определить, каково значение для окружающих именно его поведения, что сделает именно он: хорошо или плохо, как именно его действия отзовутся в делах и сердцах людей, принесут пользу или нанесут вред. На всю страну прославился своими делами летчик-испытатель. Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин. Отвага, бесстрашие,